Развитие речи

 От 2,5 до 3 лет

Основным в этом возрасте есть накопление и обогащение словарно запаса. В первую очередь, в такой словарный запас входят глаголы и существительные, обозначающие предметы прямого окружения, их действия и состояния.

                В этом возрасте важно формировать детей артикуляцию, речевое дыхание, слуховое восприятие, а также правильный темп речи.

                Формируется умение составлять первые предложения, которые будут отвечать грамматическим требованиям.

        Умение вести диалог — одно из важнейших в этом возрасте: дети должны слушать и понимать заданный вопрос, вразумительно отвечать на него, не перебивать собеседника, говорить в нормальном темпе.

От 3 до 4 лет

Главное направление развития речи в этом возрасте – развитие монологической речи.

Очень важно научить ребенка правильно употреблять слова, с уже набранного небольшого словарного запаса. Дети учатся множеству новых словесных тематик, таких как:

  • свойства предметов, их качества;
  • слова обозначающие пространственные отношения;
  • время суток.

                У детей этого возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка (языка обучения в детском саду), в том числе свистящих и сенсорных звуков, твердых и мягких (с, сь, 3, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).

От 4 до 5 лет

В этом возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка, появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Формируются умения обобщать, сравни­вать, противопоставлять. Дети учатся употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Очень важно, в этом возрасте, научиться употреблять синонимы и антонимы.

Важно усовершенствовать дикцию, научить детей изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания.

Продолжается обучение грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согла­сование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

В этом возрасте дети уже развивают до совершенства умения уметь составлять связный рассказ по плану и образцу, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся дейст­вием.