Элементарные математические представления

От 2.5 до 3 лет

В этом возрасте необходимо учить детей различать понятия «один», «много», «ни одного», понимать и от­вечать на вопрос «сколько?» Уметь сравнивать предметы в двух группах по количеству, владеть понятиями «боль­ше», «меньше», устанавливать равенство и неравенство групп предметов, уравнивать количество предметов в двух группах (понятие «поровну»). Владеть счетом в пределах 5.

Дети знакомятся с основными геометрическими фигу­рами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) как сенсорными эталонами формы, а также с геометри­ческими телами: шар, куб, цилиндр. Они учатся распозна­вать эти фигуры, объяснять различия форм.

Дети знакомятся с семью цветами спектра и их оттен­ками как сенсорными эталонами цвета.

     Дети учатся различать правую и левую руку, направле­ния в пространстве, положение предмета относительно себя или какого-либо объекта.

        У детей формируются представления и понятия о вре­мени, они учатся различать части суток, времена года.

От 3 до 4 лет

Закрепляется умение считать в пределах 10.

Дети знакомятся с цифрами от 1 до 9, с понятием «мно­жество», учатся сравнивать множества и устанавливать соответствия между ними.

В этом возрасте дети должны уметь соотносить циф­ры с количеством предметов, понимать отношения между числами в пределах 10.

Дети учатся сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине, предметы контрастных и оди­наковых размеров.

Закрепляются знания детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; продол­жается знакомство с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Закрепляются понятия «слева», «справа», «между», «по­середине», «ближе», «дальше», «рядом» и т. д.; дети должны называть положение предмета или объекта по отноше­нию к себе или по отношению к другому объекту или предмету.

Закрепляется умение различать части суток и времена года. Дети учатся правильно использовать слова «вчера», «сегодня», «завтра»; «быстро» и «медленно».

От 4 до 5 лет

В этом возрасте дети должны уметь отвечать на вопрос сколько? понимать, что обозначает слово много, пользо­ваться выражениями столько-сколько, больше, меньше, поровну, понимать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов или объектов.

Дети должны уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (отвлеченный счет), писать цифры от 1 до 10, составлять числа в пределах от 3 до 10, разли­чать в пределах от 1 до 10 (счет конкретных предметов) количественный счет (отвечают на вопрос «сколько?») и порядковый счет (отвечают на вопрос «который по счету?»).

Дети учатся писать и применять знаки: +, -, =, >, <, а также соотносить количество предметов с цифрой, дать смысл понятий цифра и число.

Формируются понятия о возможном делении некото­рых предметов на 2,4 равные части (лист бумаги, квадрат, прямоугольник, яблоко и т. д.), дети уча гея называть части от деления (половина, четверть).

Вводится понятие о четырехугольнике и его разновид­ностях, детей знакомят с геометрической фигурой — тра­пецией. Дети учатся разными способами преобразовывать фигуры, учатся делать символические изображения объектов (домик, машина, телевизор, холодильник и др.) с помощью геометрических фигур.

       Вводится понятие о часах как приборах и механизмах для измерения времени (песочные часы, солнечные часы, механические, электронные).