Сказкотерапия

8Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.

Сказкотерапия направлена на:

  • воспитание – слушать нотации и наставления ребенку скучно, а вот вымышленные истории воспринимаются куда охотнее и от них больше впечатлений, а значит, эффект выше.
  • диагностику – многие психотерапевты подтверждают, что именно с помощью сказки можно узнать, что беспокоит ребенка, как он это переживает, чего боится.
  • коррекцию – некоторые психологические проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость, адаптация к детскому саду, школе) решаются эффективно и очень мягко (даже незаметно для самого ребенка).

Ребенок не всегда может рассказать о том, что он чувствует, далеко не все внутренние переживания он может вербализировать. С помощью сюжета, метафоры и символа это сделать гораздо легче.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Атмосферой, интонационным оформлением, содержанием, позитивным настроем сказки помогают ребенку найти пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются и уходят от разговора.

Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах — они просто слушают сказку. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что они могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

Изменив контекст, мы создаём зону безопасности. Такие сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети или его любимые сказочные герои испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя глупым, врединой или трусом и т.д. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.

 

Техника роботы:

  • Слушают сказку в соответствии с возрастом;
  • Обсуждают героев и ситуацию («Сказкаложь, да в ней намек, Добрым молодцам Урок!»);
  • Составление коллажей, рисование героев (красками).