Новинки от «Метиды»

Центр психологического и социального развития детей и взрослых «Метида»

Адрес: г. Полтава ул. Октябрская 40 д

В интернете http://centr-metida.com.ua

https://www.facebook.com/profile.php?id=100010701061137.

Телефоны для справок: 050 300 24 63; 60 22 55.

Уважаемые родители!

 

С Новым годом! Пусть этот год принесет нам много счастья, удачи, улыбок, тепла и света. Пусть он будет полон ярких красок, приятных впечатлений и радостных событий. Желаю всем в новом году быть здоровыми, красивыми, любимыми и успешными!

 

 

 

Пусть в Новый год случится чудо —

В душе зажгутся огоньки

И целый год у вас не будет

Ни огорчений, ни тоски.

Пусть елка с яркою звездою

В ваш дом удачу принесет,

Любовь и крепкое здоровье.

Пусть год вам сказочно везет.

 

Под бой курантов загадайте

Свои заветные мечты

И в дом свой поскорей впускайте

Год радости и доброты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Близятся Новогодние и Рождественские праздники, а также день Святого Николая.

А, что за праздники без подарков и вкусняшек.

Центр «Метида» предлагает Вам свои новинки:

«Вкусняшки от Метиды» — эксклюзивные кондитерские изделия  приготовленные по древним и старинным рецептам на основе чистой органики.

 

И средства по уходу за лицом и телом, изготовленную на основе натуральных эфирных масел; они воздействует не только на кожу, но и на душу.

 

Порадуйте своих родных и близких! Поверьте, Ваш подарок будет самым значимым и оригинальным, и не останется без должного внимания.

С любовью и заботой о Вас «Метида»

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ.

        Данная программа обучения и практических занятий рассчитана на студентов имеющих истинное желание стать хорошими специалистами в области глубинной психологии.

        Программа рассчитана на 6 месяцев с 01.01.2018 до 01.07.2018 года.

        Желающим научится предстоит освоить тот минимальный уровень теории (прослушать лекции) и закрепить теорию на практике (практика будет проходить в Центре психологического и социального развития детей и взрослых «Метида» и на базе Полтавской областной школы интерната №2.).

      По результатам, для студентов продемонстрировавших хорошие результаты будут сделаны интересные предложения по прохождению летней практики и по результатам ее прохождения студентам показавшим хорошие результаты будут сделаны интересные предложения по трудоустройству.

     Для того, чтобы участвовать в этой программе, студентам необходимо иметь уровень бакалавра и иметь право свободного посещения лекций, если они учатся в магистратуре (лекции будут проводиться во второй половине дня), поэтому процесс одного обучения, не должен быть помехой для посещения лекций в Педагогическом институте.

      В процессе обучения студентов ждет много новых интересных знаний, а также возможность освоить интересные психологические практики (песочная терапия, сказка-терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, мульти-терапия, кино-терапия, телесная терапия, джибереш, медитативные  и тактильные практики).

Обучающий курс проводит : Сокальская Елена.

 

 

Сокальская Елена Андреевна

 

Директор центра психологического и социального развития детей и взрослых «Метида», председатель благотворительного общества «Метида».

Образование: Киевский международный институт глубинной психологии.

Квалификация: психоанализ.

Направления работы: работа со взрослыми и детьми по проблемам:

— Объектные отношения (проблемы в семье, на работе, с друзьями и др.)

— Личные психологические проблемы (неуверенность, страх, тревога, злость)

— Психоанализ (детские травмы, фобии, зависимости)

— Депрессивное состояние и депрессии (клинический диагноз)

— Шизофренические расстройства

— Психосоматические проблемы (проблемы со здоровьем)

— Сексуальные проблемы

— Физиотерапия и реабилитация после серьезных травм полученных в результате аварий, бытовых травм, восстановление после инсультов, инфарктов и т.д. (восстановление психики и тела, возврат дееспособности)

— Проведение семинаров и тренингов по личностному росту и психологическому развитию.

 

Тематическая программа лекционных курсов

 

 

 

Наименование учебного курса

Кол-во часов  

Вид аттестации

 

1.

 

Введение в специальность-пихоанализа

 

2

 

           Зачет

 

2.

 

Общая теория психоанализа

 

 

10

 

Зачет

 

3.

 

Основы психиатрии

 

10

 

Зачет

 

4.

 

 Основные принципы психоаналитической практики

 

12

 

Зачет

 

5.

 

Основы прикладного психоанализа

 

12

 

Зачет

 

Тематическая программа групповых и практических занятии

 

Тема Первоисточник для конспектирования Кол-во часов Вид аттестации
 

1.

 

Теория вытеснения в

психоанализе

 

 

З.Фрейд «Психопатология

обыденной жизни»

 

 

4

 

Зачет

2. Теория

бессознательного в

психоанализе

 

З.Фрейл «Бессознательное»

 

4 Зачет
3. Психоаналитическая

теория влечений

 

З.Фрейд «Влечения и их

судьба» З.Фрейд «Вытеснение»

 

4

 

Зачет

 

4. Психоаналитическая

теория

З.Фрейд, И.Брейер

«Исследование истерии»

 

4

 

Зачет

 

5. Психоапалитическая

теория сексуальности

З.Фрейл «Очерк по психологии сексуальности»

 

4

 

Зачет

 

6. Прикладной психоанализ

 

 

З. Фрейл «Массовая психология и аналпз человеческого Я», «Будущее одной иллюзии».

 

4

 

Зачет

 

 

ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Задачи курса.

Что такое психоанализ? Психоанализ, как метод исследования. Психоанализ, как

психотерапевтический метод. Психоанализ, как мировоззрение (философские аспекты психоанализа).

Кто такой психоаналитик? Профессиональная идентичность психоаналитика. Сферы приложения

психоанализа. Психоаналитический дискурс.

Психоанализ и психология.

Психоанализ и психотерапия.

Психоанализ и философия.

Психоанализ и культурология

Психоанализ и психиатрия.

Психоанализ, как междисциплинарный подход.

Особенности психоаналитического образования. Стандарты психоаналитического образования.

Понятие бессознательного — исторические и современные подходы. Фантазии и симптомы.

Формирование психоаналитической техники и кодекса поведения психоаналитика.

Механизмы функционирования бессознательного. Принцип удовольствия-неудовольствия.

Принцип реальности. Биосоциальная природа человека в психоанализе. Сексуальность и агрессивность.

Понятие о стадиях психосексуального развития. Оральная, анальная и фаллическая стадии. Эдипова

ситуация и Эдипов комплекс. Гипотеза о комплексе кастрации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берн Э, Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: ФИН, 1992,-448 с.
  2. Вейнингер о. Пол и характер. М.: Терра 1992. -480 с.
  3. Виттельс Ф. Фрейд (Его личность, учение и школа). Л,: Госиздат,lg25. -198 с.
  4. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. М.: Лабиринт. 1993. — 120 с.
  5. Гринсон В.В. Пракгика и техника психоанализа. Воронеж, 1994, -ЗЗ4 с.
  6. Дадун Р. Фрейд. М., 1994. — 5l2 с.
  7. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, l997. — 448 с.
  8. Куттер П. Современный психоанализ. СПб: Б.С.К . 1997. _348 с.
  9. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., Спб. 2010г.
  10. Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ. СПб: Академический проект. 1998. — l92 с.

l1, Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск: Вышэйшая школа, 1994. -307 с.

  1. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб: ВЕИП, 1995. -250 с.

l3, Ранк О., Сакс Г. Значение психоанализа в науках о духе. СПб.: .Двигатель, l91з. — 178 с.

  1. Сартр Ж.П. Фрейд. М.: Новости, 1992. — 303 с.
  2. Софокл. Царь Эдип. В кн.: Софокл. Трагедии.М.: Худож.лит., l988._C.31-95.
  3. Стоун И. Страсти ума. Жизнь Зигмунда Фрейда. М., 1993. — 750 с.
  4. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар с. Психодинамическая психотерапия. М.: -l992.- 156 с.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.2009 . — 456 с.
  6. Фрейд З. О психоанализе. В кн.: Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 199l. -с.5-47.
  7. Фрейд З. Очерки истории психоанализа. В кн.: Я и оно. T.l. — Тбилиси: Мерани, 1991. -с. l5-71.
  8. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М.: Весь мир, l996. -144 с.

22, Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа,199З.-222 с,

  1. Цвейг С. Фрейд (Врачевание и психика). Л.: Периодика, 1990.- 95 с.

24, Шерток Л., Де Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: 1991. — 288 с.

25, Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М.: MGM —

Interna, 1998. -782 с.

 

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856 — 1939).

Зигмунд Фрейд (1856-1939). Рождение психоаналитика: семейные истоки. Структура материнского

и отцовского комплексов З.Фрейда. Этнокультурная среда: проблема значимости еврейской культуры и иудаистской религии в формировании психоанализа как личностной установки.

Годы гимназического и университетского обучения. Идейные влияния и амбициозные мечты.

Годы работы в лаборатории Э.Брюкке и в клиническом отделении Т.Мейнарта. Формирование терапевтической стратегии. Начало частной лечебной практики. История с кокаином. Стажировки в Париже и Нанси. Влияние французских психоневрологов и гипнологов.

Сотрудничество с И.Брейером: история болезни фрейлейн Анны О. Берта Паппенгейм — самая

известная в мире пациентка. Катарсический метод Брейера-Фрейда, 1895 год – «Исследования истерии».

«Проект научной психологии». 1896 — 1897 год связь с В.Флиссом. Судьба теории раннего

совращения. Предпосылки появления теории влечений. Психический анализ. отказ от гипноза и переход к методу свободных ассоциаций. Появление психоанализа как теории и как метода,

1900-1905 годы. «Толкование сновидений». Формулировка и развитие теории вытеснения,

«Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному». Теория

психосексуального развития. «Три очерка по теории сексуальности». Период гордого одиночества.

Самоанализ.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА.

Психоанализ и аналитическая психология: сходство и различия, роль личностных особенностей.

З.Фрейд и К.Г.Юнг и специфика взаимоотношений.

Понятие архетипа. Предшественники: Платон, Конт, Шопенгауэр. Параллели из биологии, этологии, антропологии, лингвистики. Архетип и комплекс. Отщепление комплекса.

Структуры идентичности: эго и тень. Эго как архетипический герой.

«Убить дракона», становление зрелой личности. Интеграция тени. Трикстер и Баба-Яга.

Структуры связи: анима, анимус и персона. Онтогенетическое становление. Негативная анима.

Красавица и чудовище.

Самость как регyлирующий центр внесознательной психики.

Ось Эго-Самость. Инфляция эго.

Символические репрезентации Самости.

 

 

ИНДИВИДУАЛЪНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА.

«Учение о неполноценности органов» ( 1907). Происхождение и развитие чувства

неполноценности: социальные проявления и следствия. Психическая компенсация и сверхкомпенсация неполноценности. Общая теория неврозов. «Аранжировка» невроза. Психический гермафродитизм и мужской протест — главная проблема невротического заболевания. Неврозы принуждения.

О функции представления насилия как средства повышения чувства личности. Теория

галлюцинации. Роль мечты. Ложь жизни и ответственность в неврозе и психозе. Органический субстрат психоневрозов.

Книга «Практика и теория индивидуальной психологии».

Работа «О невротическом характере». Усиленная фикция как ведущая идея в неврозе. Симуляция и невроз. «Комплекс инцестa» как выражение жажды власти. Размужествление мужчины.

Жизненный план как сравнивание себя с другими мужчинами.

Метод анализа ранних воспоминаний.

Характер. Жадность, недоверие, зависть, жестокость – сниженный уровень критики в неврозе, невротическая апперцепция — неврозы старости (возраста). Сомнение как выражение психического гермафродитизма. Ревность, невротическое оказание помощи – авторитарность – мышление вопреки, мужской протест.

Сдержанные манеры и честь — мастyрбационное насилие — невротическая тяга к знаниям.

Пунктyальность, гомосексуальность и перверсия как символ, стыдливость и эксгибиционизм, доверие и недоверие — ревность, невроз конфликта.

Сравнение мужчины и женщины. Формы страха перед женщиной. Самоопределение

самобичевание — неврозы детей. Самоубийство и идея самоубийства. Семейный смысл невроза. Упрямство и послушание. Молчаливость и болтливость.

Эрзац достоинств характера (защита мероприятия, профессия и идеал).

«Ребенок отец мужчины». Отец блокирует развитие чувства сообщества. Борьба взрослых за свои «прирожденные права». Пубертатный кризис. Проблема единственного ребенка.

Слабые смыслы и трудновоспитуемый ребенок.

Тщеславный ребенок, желающий играть роль.

Детронизированный взрослый ребенок. Мешающее спокойствие (мир). Борьба за утраченный

рай. Кража во имя утраченной любви.

Энурез как связующее средство. Рядом с выдающимися братьями и сестрами.

«Техника индивидуальной психологии», часть вторая «Душа трудновоспитуемого школьника».

 

 

ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ

Психопатологические регистры. Нормы психической деятельности. Определение психического здоровья ВОЗ. Особенности психики в норме. Психологическая проблема. Невротический регистр. Психопатический регистр. Психотический регистр.

Неврозы. Невротические реакции: астеническая, истерическая, реакция навязчивости. Причины неврозов. Основные формы неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Неврозоподобные состояния.

Реактивные психозы, их причины. Формы реактивных психозов: реактивное возбуждение,

реактивный ступор, реактивные сумерки, псевдодеменция, пуэрилизм, реактивная депрессия,

реактивный параноид. Психопатии. Типы неправильного воспитания. Формы психопатий: астеническая, истерическая, возбудимая, циклоидная, шизоидная, паранояльная, мозаичнaя.

Периоды компенсации и декомпенсации психопатий. Психопатоподобные расстройства.

Эпилепсия, её причины. Болезни эпилептического круга. Большой эпилептический припадок, абсанс, психомоторные припадки, дисфории, сомнамбулизм. Эпилептические изменения личности и слабоумие. Отдалённые последствия черепно-мозговой травмы: астенический, психопатоподобный, ипохондрический синдромы, эпилептиформные припадки, деменция.

            Бытовое пьянство. Действие алкоголя на организм. Стадии алкогольного опьянения.

Алкоголизм, его причины. Стадии алкоголизма. Изменения личности при алкоголизме и деменции.

Алкогольные психозы: белая горячка, алкогольный галлюциноз, алкогольный бред ревности.

Наркомания и токсикомания — терминология. Стадии наркомании. Виды наркоманий: опийная, гашишная, кокаиновая, эфедриновая. Виды токсикоманий: снотворные, транквилизаторы, летучие вещества, табакокурение.

Олигофрения, её причины. Физические уродства при олигофрении. Степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность. Задержка психического развития, её причины и проявления.

Понятие о психосоматических заболеваниях. Причины психосоматических заболеваний по Ф. Александеру. Соматические заболевания и психопатология. Психические расстройства при

инфекционных и соматических заболеваниях. Выявление психосоматических заболеваний

психические заболевания у детей. основные синдромы нарушения психики у детей: синдром

невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, синдром уходов и

бродяжничества, синдром страхов, синдром патологического фантазирования. Неврозы у детей: невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, неврастения, ипохондрический невроз, нервная анорексия. Системные неврозы. патохарактерологические реакции. Личностный инфантилизм.

Основные подходы к терапии психических заболеваний. Медикаментозная терапия.

Психотерапия, Комплексная терапия: трансактный анализ, гештальт-терапия, психодрама, когнитивная, экзистенциальная, телесная, танцевальная, поведенческая терапия, эриксонианский гипноз, нейро-лингвистическое программирование, терапия личностного роста.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ»:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2002
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М., 2000
  3. Браш Х. и др. Беспричинный страх. — Ростов н/Д, 1998
  4. Блейхер В.М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии:

Словарь. — Киев., 1984

  1. Бухановский А,О. и др. Общая психопатология. — Ростов н/Д, 200З
  2. Вудс Ш. Психиатрия в вопросах и ответах. — СПб, 1998
  3. Ганнушкин П,Б. Клиника психопатии, их статика, динамика, систематика. — Н. Новгород, 2000
  4. Годфрид М. Психология и психиатрия: терминологический словарь. — СПб.,2003
  5. Гавенко В.Л. и др. Пропедевтика психиатрии. — Ростов н/Д, 2003
  6. Десятников В.Ф. Маски депрессии. -М., 2000

11.Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. — СПб, 1999

  1. Жариков М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля. — М., 2001

13.Корнетов Н.А. Психогенные депрессии. — Томск, 199З

14.Крыжановский А.В. Циклотимические депрессии. _-К., 1995

15.Краткий курс психиатрии/ Ред. В.П. Самохвалов. — Симферополь, 2000

16.Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.,2000

17.Кузнецов В.М. та iн. Психiатрiя. — К., 1993

l8. Кулаков С.А. Основы психосоматики. -СПб, 2005

19.Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина. — М., 2002

20.Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. — М., 2004

21.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001

22.Меграбян А.А. Общая психопатология. — M.,1972

23.Меннингер К. Война с самим собой. — М., 2000

24.Марилов В.В. Общая психопатология. — М.,2002

25.Пограничная психическая патология в общемедицинской практике/ Под.ред. Д.Б. Смулевича.

26.Пуховский Н.Н. Очерки общей психопатологии шизофрении. — М., 2001

27.Пспхиатрический энциклопедический словарь/ Й.А. Стоименов и др. — К., 2003

28.Психосоматика. Хрестоматия/ К.В. Сельчёнок. — Минск, 2003

29.Психология и психиатрия: терминологический словарь. — СПб, 2003

30.Ремшмидт Х. Аутизм: клинические проявления, причины и лечение. — М., 2003

31.Рустанович А.В. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. — СПб, 2001

32.Смулевич А.Б. .Депрессии в общей медицине. — М., 200l

ТЕОРИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Психосексуальность: становление теории. Источники теории: клинический опыт и опыт самоанализа З. Фрейда. Теория травмы. Отказ от теории травмы и переход к теории влечений.

Концепция либидо и понятие влечения. Либидо и влечения в первой дуалистической теории.

З. Фрейда. Энергетика либидных процессов. Либидо как фактор объединения и интеграции человеческого «Я».

Теория детской сексуальности З. Фрейда. Эрогенные зоны и проявления. Понятие частичных влечений. Уровни (стадии) развития регрессии. Этиология перверзий и неврозов.

Вторая дуалистическая теория З. Фрейда. Проблема взаимоотношений сексуальности и агрессивности. Влечение к смерти и его роль в психосексуальном развитии. Современные взгляды на проблему агрессивности и влечения к смерти.

ЛИТЕРАТУРА:

1 . Брентано Ф. 1874 «Психология с эмпирической точки зрения»//Избранные работы. М., l996

2, Джонс Э. 1997 Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: «Гуманитарий»,1997.

  1. Каприо Ф.С. Многообразие сексуального поведения. М.: Артания, 1995.
  2. Каприо Ф,С. Многообразие сексуального поведения. М.: Артания, 1995.
  3. Куттер П.1997 Современный психоанализ. СПб.: Б.С.К., 1997.
  4. Лакан Ж. 1953 Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, l995
  5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. 1996 Словарь по психоанализу М.: Высшая школа, 1996.
  6. Лоринцер А l996 Археология психоанализа. М.: «Прогресс-Академия»,1996.
  7. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции А. Фрейд

«Российский психоаналитический вестник», №З -4, 1 99З — 1994 с. lЗ6-144.

  1. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции А. Фрейд

«Российский психоаналитический вестник», №3 -4, 1993 -1994 с. 136-144.

1 l . Рикер П. 1 995 Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995.

  1. Ромашкевич М.В. Детоубийство и нарциссизм Там же с. 39-5l
  2. Ромашкевич М.В. Детоубийство и нарциссизм Там же с. 39-5l
  3. Томэ Х., Кэхеле х. 1996 Современный психоанализ,тт.1-2. М.: Прогресс, 1996.
  4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика. l993.
  5. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика. 1993.

l7. Фрейд А., Фрейд З. ,Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: ВЕИП, 1995.

  1. Фрейд А., Фрейд З, Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: ВЕИП, 1995.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Введение в курс. Виды психоаналитической практики: психоанализ, психоаналитически

Ориентированная психотерапия, группанализ – сходства и различия.

Кушетка. Степень активности аналитика.

Структyрные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии. Понятие психического конфликта и дефицита и их роль в построении терапевтического процесса, Симптомы, механизмы защиты, компромиссные образования. Сопротивления, вопросы диагностики. Мотивация клиента.

Сеттинг. Взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга. Терапевтические аспекты

сеттинга. Создание «аналитического третьего», как «переходного пространства». Перенос,

терапевтические аспекты переноса. Рабочий альянс. Инсайт, определение, виды инсайта, щели и задачи психоаналитической работы, особенности и условия. Соотношение интрапсихического и интерсубъективного.

Тревога и процесс регрессии в психоаналитической ситyации. Влияние тревоги на ход

терапевтического процесса и способы обращения с ней.

Способы получения и обработки информации. Способы получения и обработки материала.

Свободные ассоциации — фундаментальное правило психоанализа. Первичный и вторичный процессы. Свободно плавающее внимание. Принцип вербализации, проработка. Психоаналитический диалог. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Я — ориентированные, объект — ориентированные, другие. Присоединение, конфронтация, молчание. Прояснение и интерпретация.

Основные принципы психоаналитической практики: нейтральность, абстинентность,

кофиденциальность, анонимность. постоянство. Партнерские взаимоотношения и принцип безопасности. Принцип оплаты. Особенности оплаты, способы, оплата третьей стороной. Бессознательные значения денег.

Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитически ориентированным методам психотерапии. Требования к психоаналитику.

Литератyра:

  1. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. М.,2007.
  2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб. Б.С.К. 2004.
  3. Кейсмент П. Обучаясь у пациента.
  4. Кутер П. Современный психоанализ. СПб., 2002,
  5. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. М. 2009.
  6. Психоанализ. Часопис. № 1(6). Киев — 2005.
  7. Психоанализ. Часопис. № 1(9).Киев — 2007.
  8. Психоанализ. Часопис. № 3.Киев — 2003.
  9. Резник С. Meнтальнoe пространство. Киев, МИГП-УАП
  10. Резник. С. Человек в брелу. Киев, МИГП-УАП
  11. Сандлер Д. Пациент и психоаналитик.
  12. Столороу Р. Клинический психоанализ
  13. Терапевтические отношения в психоанализе. Сборник статей. М., 2007.
  14. Томе Х, Кехеле Х. Современный психоанализ. М., 1996. Том 1-2.
  15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы
  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,2008.
  17. Фрейд З. Влечения и неврозы. М. 2007.
  18. Фрейд З. основные принципы психоанализа. М., 1998.

l9. Фрейд З. Психика: структура и функционирование. М., 2007.

  1. Фрейд З. Техника психоанализа. М.,2008

Темы рефератов:

  1. Психоанализ и психоаналитическая терапия. Основные принципы.
  2. Сеттинг и его роль в терапевтическом процессе.
  3. Роль регрессии в развитии и психоаналитической терапии. Регрессия и фиксация.
  4. Понятие переноса. Перенос и рабочий альянс.
  5. Эмпатия и контрперенос.
  6. Техника работы со сновидениями.
  7. Взаимозависимость понятий «конфликт» и «дефицит» в психоанализе и их роль в психоаналитической терапии.
  8. Психоаналитическая нейтральность.
  9. Различные типы тревоги и обращение с ними в аналитической терапии.

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Прикладной психоанализ — проблема терминологии: что понимается под прикладным психоанализом. Обзор основных концепций. Соотношение прикладного психоанализа, теории и клинической практики. Уровни организации психоанализа как движения и как клинической практики: философский, теоретический, прикладной.

Методология и основные принципы прикладного психоанализа: историчности, критизма. Амбивалентности, элитарности, бисексуальности, консерватизма; их применение в прикладных исследованиях.

Истоки и развитие прикладной психоаналитической мысли от Фрейда к современности. Эволюция психоаналитического знания в контексте прикладного аспекта фрейдовского периода. Периодизация основных этапов развития прикладного психоанализа. Первый этап: становление теоретической базы в прикладном психоанализе и основные работы Фрейда в свете прикладной психоаналитической мысли. Второй этап: прикладной психоанализ как универсальная модель истолкования культурна феноменов и ритуалов. «Тотем и табу» З. Фрейда и его психоаналитическая концепция понимания культурогенеза. Третий этап: прикладной психоанализ как теория и практика психологии масс. З. Фрейд «Массовая психология и анализ человеческого Я», З. Фрейд «Будущее одной иллюзии», З. Фрейд «Неудовлетворенность культурой» — основные культурологические работы Фрейда, направленные на изучение индивида в массе.

Формирование и рaзвитие отечественного прикладного психоанализа: краткий обзор.

Основные направления и задачи современных прикладных психоаналитических тенденций.

Миф и символ в психоанализе. Понятие символа в психоанализе. Происхождение и топика символа.

Символический язык бессознательного. Ранние взгляды Фрейда на понимание символа и символизма: концепция мнесического символа, процесс символизации, символ как заместительное образование. Символ в контексте сновидения. Вклад Джонса в дальнейшую разработку психоаналитической теории символа. Символизм в сновидении.

Концепция символического регистра Ж. Лакана. Символический порядок существует вне субъекта.

метафора и метонимия как логика симптома и желания.

Миф в психоанализе и психоанализ мифологии. Взаимосвязь мифологии и психоанализа.

Психоаналитические мифы.

Психоанализ художественного творчества: литература, кино, искусство. Психоаналитический

подход к искусству и основные направления в исследовании искусства с точки зрения психоанализа.

Фантазирование как способ осуществления желаний и истоки творческого процесса художника с точки зрения З. Фрейда. Концепция игры, фантазии и творческих способностей у Д. Винникота.

Психоаналитические особенности исследования художественного творчества и его пределы.

Психоанализ как инструмент познания бессознательного психоаналитика, автора, читателя.

Психоанализ культурной среды. Психоаналитическое понимание культуры. Критика культуры

Фрейдом. Репрессивная и сублимационная функции культуры. Роль культуры в онтогенезе и филогенезе. Психоанализ и политика. Манипулирование и управление массовым сознанием: реклама, политтехнологии. Условия, необходимые для развития психоанализа в обществе. Современное состояние прикладного психоанализа и его перспективы в Украине.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1992.
  2. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь.
  3. Достоевский М. Новое литературное обозрение. l999.
  4. Нейфельд И. Достоевский. В книге Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.
  5. Овчаренко В.И., Лейбин В.М, Антология Российского Психоанализа, В 2-х томах «Флинта», 1999.
  6. Психоанализ и науки о человеке. Материалы росс.-френч. конференции. Изд гр «Прогресс», 1996.
  7. Романов И.Ю. Психоанализ: Культyрная практика и терапевтический смысл. М,, 1994.
  8. Руткевич А.М. Психоанализ и религия. М., 1987.
  9. Лейбин В. З.Фрейд и психоанализ в России. МПСИ. Москва-Воронеж, 2000.
  10. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. Минск, 1991.

l 1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого я. Там же.

  1. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, l99l.
  2. Фрейд З. Тотем и табу. В сб. Я и Оно. Тбилиси, 1991.
  3. Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия. Там же.
  4. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика.
  5. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В сб. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой, Там же.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Конспект представляет собой не изложение текста разбираемой работы (хотя даже дословное переписывание его приносит свою пользу в силу эффекта наложения содержания работы на сферу неосознаваемых моторных реакций), а тезисно выраженную основу его обсуждения. Более того — вернувшись к разобранному тексту и его конспекту через какое-то время, вы убедитесь, что конспект есть прежде всего форма вашего самопознания, акцентировка собственных размышлений в контексте мыслей изучаемого автора.

Каждая из предложенных к рассмотрению работ нуждается в специфическом аналитическом прочтении, даже ряде прочтений, совокупным результатом которых, выраженным в систематизированном виде, и выступает конспект.

Структурно идеальный конспект распадается на три раздела:

1) Начинаться он должен с резюме ознакомительного прочтения, с обязательной фиксацией всех ваших замечаний и ассоциаций общего характера, выходов к контексту истории личного саморазвития автора и истории развития психоанализа. Особо следует отметить тот жанр, в котором написана работа, обоснование ее структурного построения, её основные посылки, способы доказательства и главные выводы. Начало конспекта обязано дать ответы на вопросы: »о чем этот текст в целом говорит?» и «почему и зачем он написан?». И если сам по себе конспект есть своеобразная партитура выступлений слушателя на данном семинаре, то обсуждение и координация вариантов резюме в начале каждого занятия служит цели настройки всей группы на определенный тон в рассуждениях; если этого не произойдет, то никакой дирижер-преподаватель на сможет предотвратить какофонии.

2) Вторая часть конспекта представляет собой последовательное, поглавное изложение основных мыслей и формулировок рассматриваемой работы, сопровождаемое вашими комментариями, связанными с пониманием материала, введением его в контекст логики становления классического психоанализа, отношением к методам его обоснования и личностной реакцией «приятия-неприятия». Для удобства пользования конспектом рекомендуется вести его на листах бумаги, разделенных вертикальной линией, и записывать справа выдержки из текста, а слева — ваши комментарии. Особое внимание следует обращать на свои эмоциональные формы отреагирования при чтении (раздраженное несогласие, смех, любопытство, сонливость и пр.), которые следует обязательно отметить для совместного обсуждения на семинарской группе.

3) Третью, заключительную часть конспекта следует посвятить тезисным ответам на тематические вопросы программы семинарского занятия, а также — мыслям и аргументам, связанным с предложенными темами для дискуссий. Для этого потребуется еще одно сквозное прочтение разбираемого произведения при помощи уже составленного поглавного конспекта, на нумерованные страницы которого следует ссылаться при необходимости цитирования. Завершить конспект следует вашим выводом о практическом значении данной работы, перечислением и комментированием тех практических рекомендаций, которые вытекают из анализа данного текста и направлены на снятие того или иного неврозогенного фактора нашего существования.

Нналичие правильно составленного конспекта проверяется ведущим семинар преподавателем и является одним из непременных условий получения зачетной оценки за участие в работе семинарской группы.

КАК РАБОТАТЬ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ З.ФРЕЙДА

Для человека, желающего войти в мир классического психоанализа и профессионально работать в нем, превратив собственное бессознательное в орган восприятия и средство помощи нуждающимся в этом людям, все написанное Зигмундом Фрейдом (ЗФ) представляет предмет особого интереса. При фактическом отсутствии самовоспроизводящегося психоаналитического сообщества в современной Украине существует единственный способ возродить психоанализ в качестве особого рода личностной ориентации, мировоззренческой установки парадоксального (по отношению к обыденному здравому смыслу) характера — вырастить его вновь из исходного зерна посредством критического восприятия произведений его основоположника.

Тексты ЗФ как нельзя лучше подходят для этой цели, поскольку все свои работы он снаряжал огромной силы зарядом гипотез-провокаций, вызывавших у читателей взрыв различного рода сопротивлений, анализируя которые ЗФ, как таран, выбирал для следующей атаки слабое место в былом монолите отрицания психоанализа.

Произведения ЗФ психоаналитического периода его творчества — это отнюдь не научные трактаты и тем более не учебные пособия. Все они, начиная с «Толкования сновидений» (1900) и заканчивая «Человеком -Моисеем…» (1938), представляют собой результаты интроспекции, плоды самоанализа, беспощадного к себе и порою запредельно откровенно демонстрируемого.

В качестве объяснительной модели понимания души человека ЗФ выбрал образ многоуровневой, вневременной, принудительно стесненной в бессознательном травматической ПАМЯТИ, постоянно прорывающейся к осознанию, для которой весь мир нашего опыта есть только символический ряд, повод для припоминания. И существует только один единственный способ подчинить человеческой воле этот котел бурлящих влечений – сознательный самоанализ, последовательная редукция спонтанных импульсов бессознательного, фиксируемых в их проявлениях (сновидениях, ошибочных и симптоматических действиях, невротических симптомах и пр,), к их общему основанию, к формам инфантильного травматического опыта. Решению этой задачи, воспринимавшейся им и как непреодолимая личностная потребность и как культурная миссия, ЗФ и посвятил все свои книги и статьи.

Поэтому-то для человека, выбравшего психоанализ делом своей жизни и, следовательно, решившегося на подобного рода «спелеологию духа», произведения ЗФ представляют уникальную ценность, нечто вроде священного Евангелия, благой вести о том, что пугающий опыт нисхождения в глубины психики, актуализации в памяти филогенетических и онтогенетических травм уже однажды свершился, что путь к «себе истинному» уже обозначен вешками концептуальных рационализаций и ритуалов терапевтической техники.

Именно на такого, психоаналитически ориентированного читателя как раз и рассчитаны тексты ЗФ, с их неприемлемой с общенаучной точки зрения методологией обоснования всеобщности через миф (т.е. через спровоцированное припоминание прошлого опыта человека и человечества) и с их апелляцией не к гипотетико-дедуктивным методам доказательства, а к совместным с читателем интуитивным очевидностям, Сам ЗФ считал свои работы разновидностью «спекуляции, иногда далеко заходящей, которую каждый, в зависимости от своей личной установки, может принять или отвергнуть» («По ту сторону принципа удовольствия», М,, 1992, с,216).

Вхождение в область психоаналитической переориентации посредством изучения работ ЗФ предполагает прохождение следующих этапов личностной трансформации:

1) Вступление в «веселый хоровод» (это выражение самого ЗФ) психоанализа под влиянием заразительной радости интеллектуальной игры. Любого мыслящего человека привлекает в работах ЗФ оригинальность, в чем-то даже пикантность, объяснительной модели, красивая простота и прозрачность интерпретаций. Вся история человечества, весь социальный мир и мир личностный как бы открываются заново, обмытые свежим взглядом. Каждая вещь кричит: «А вот я, какая на самом деле-то!..» Такова дверь в здание психоанализа; через нее проходят все, но многие так и не идут дальше порога, Таких людей, радостно толкущихся в психоаналитической прихожей ЗФ называл «амортизационным слоем психоанализа» и указывал на то обстоятельство, что они готовы даже принять отдельные его положения, но при одном условии — чтобы он не касался их лично. Из людей подобного рода получаются отличные популяризаторы психоанализа, они прекрасно перетолковывают сферу культурной символики, с огромным чувством юмора (что само по себе симптоматично) перебирают и объясняют плоды чужого творчества, но автоматически входят в режим защитного психического отстранения, когда речь заходит о личном психоанализе.

Поэтому предполагается, что пенку занимательности с работ ЗФ мы уже сняли, добавив к радости игры горечь познания и памятуя о том, что изучение наследия ЗФ есть тяжелая работа, причем работа над собой. Косвенным, но иногда ошеломляющим доказательством данного факта выступает еще одна особенность восприятия текстов ЗФ: по прочтении они мгновенно забываются, вытесняются из памяти и каждый раз перечитываются как бы заново.

Причиной подобного загадочного явления выступает наше естественное желание поставить блок психологической защиты от провокации мучительного для каждого человека акта самопознания, взламывающего привычные иллюзии и поведенческие стереотипы. Именно поэтому такое внимание в институте уделяется тщательному конспектированию работ ЗФ, о чем ниже будет рассказано подробнее. Пока же отметим сам факт неизбежного страха разрыва пуповины иллюзий, связывающих всех нас в социальную массу, страха, лучше всего выраженного в словах Ницше: «Человек, познающий самого себя, есть собственный палач».

2) Осознание этого как раз и знаменует наступление второго этапа вхождения в мир психоанализа — этапа сопротивления. Защитное отстранение начинает давать трещины, из которых пытается прорваться к отреагированию, пока что в виде тревожных предощущений и сновидений, ужас нахождения в себе Другого. Сопротивление всегда идет рука об руку с перенесением, в данном случае — перенесением на фигуру ЗФ образа Отца. Его зачастую слишком смелые гипотезы, основанные лишь на интуиции, внезапно начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся, не требующее доказательств. Из забавного, но лишь частично и с оговорками воспринимаемого текста, отстраненного критическим отношением к нему как к литературному памятнику столетней давности, вдруг слышится непререкаемая речь Отца (т.е. формируется стойкое трансфертное отношение ко всей совокупности фрейдовских текстов).

Данный эффект усугубляется и тем, что все работы ЗФ по психоанализу были рассчитаны именно на эффект подобного рода, а его послевоенные произведения вообще писались исключительно для «своего читателя», человека с конгениальной системой отреагирования »отцовского мифа».

В силу целого ряда причин личного характера, и прежде всего — так называемого »комплекса предсмертной откровенности», ЗФ после первой мировой войны уже не выдерживал свои книги годами, доводя их до совершенства и интуитивной прозрачности, а сразу же выносил на свет плоды своих ночных размышлений, организованных в виде суггестивно преподносимого потока ассоциаций и спекулятивных размышлений. И плыть по этому потоку приглашал только добровольцев.

Добровольцы, уже прикормленные сладким ядом интеллектуальной игры, находятся всегда: и корабль отплывает в неведомое, в пугающие просторы океана бессознательного. Причем капитан, отдавшись воле течений и ветров, все дальше отходит от берега реальности, а на определенном этапе прямо и безапелляционно заявляет, что никакого берега вообще не существует, что весь мир нашего реального опыта есть лишь набор мнимостей и иллюзий.

Осознание этого страшнее всего — и на корабле психоанализа вспыхивает бунт под традиционным лозунгом: «Куда ты завел нас, проклятый старик?!».

Перенесение на фигуру ЗФ авторитета Отца с неизбежностью порождает очередное издание »мифа об отцеубийстве», рано или поздно вводит нас в режим бессознательного сопротивления психоанализу. Сам ЗФ тут абсолютно не виноват, так же как и его работы, — такова уж природа психоаналитического воздействия на человека (как ученика, так и пациента), что этап острого критизма и неприятия просто неизбежен. Более того — он необходим, поскольку позволяет получить ценнейший материал для самоанализа и тренингового персонального анализа, обозначив аффективными проявлениями наиболее напряженные «личные комплексы»’.

Фиксирующиеся на данной стадии неудавшиеся адепты психоанализа, к счастью для них, уже не обречены, как раньше, на пожизненную войну с психоанализом на публике и тайное культивирование его в качестве неодолимой потребности. Сегодня достаточно широко институционализировались многочисленные облегченные варианты психоанализа, которые могут, не погружаясь в глубины бессознательного, создавать его модель из культурных проекций (аналитическая психология), адаптационных мотиваций (индивидуальная психология), систем психологической защиты (эго-психология), коммуникативных систем (лакановский анализ) и пр.

Остаться же в мире классического психоанализа можно лишь по-новому подойдя ко все тем же работам ЗФ, формируя на основе интерпретации форм сопротивления контрпереносное отношение к его личности, что и составляет содержание третьего этапа психоаналитической личностной трансформации.

3) Контрпереносное отношение к работам ЗФ и его личности изначально возникает как предельно выраженная форма сопротивления втягиванию в психоаналитическую область психической переориентации, «Врачу, исцелися сам!» — такова исходная формулировка этой контрсуггестивной реакции, проявление которой лучше всего иллюстрируют письма Фрейду К.Г.Юнга и его жены Эммы, написанные незадолго до окончательного разрыва, (они опубликованы в сборнике ЗФ »По ту сторону принципа удовольствия». М., 1992. С,432-464).

Но в отличие от агрессивной контрсуггестии по принципу «сам дурак», контрперенесение предполагает включение глубинных механизмов идентификации, понимания другого через введение его в мир собственных смысложизненных интимных переживаний и понимание ‘мира собственной души через эмоционально окрашенное соотнесение с миром души Другого. Всю боль и все страдания своей души выплеснул ЗФ в разбираемые нами книги, каждая из которых, в конечном счете, есть «лечение выговариванием» того или иного его личного комплекса, есть изложение ряда отдельных сеансов психоанализа, проведенного над самим собой. И лишь на даной стадии вхождения в парадигмальную установку психоанализа мы способны воспринять его главную тайну — утверждение о том, что каждый взрослый человек, выросший в мире культурных запретов, невротичен и обречен на мучения, если не обратится к ближним, протягивая им руку помощи, и, одновременно, сам прося о ней. Да, ЗФ был великим невротиком, который впервые понял, что, выплеснув вовне свою душевную боль, создав из нее систему защитных рационализаций (так называемый «терапевтический миф»’), можно помочь и другим страдальцам, ибо причина страдания у всех одна недокомпенсированные отказы культуры в прямом удовлетворении наших естественных телесных и психических влечений.

Все мы таковы — таковы как ЗФ — вот личностное основание окончательного формирования устойчивой психоаналитической установки через идентификацию с основоположником психоанализа. При этом постоянное чтение фрейдовского наследия становится органической потребностью. Живя в реальности, организованной на системе иллюзий так называемого обыденного опыта, участвуя в защитных компенсаторных массовых ритуалах (семейных, производственных, потребительских и пр.), мы неизбежно засоряем чистоту достигнутого психоаналитического взгляда на мир.

Открывшийся родничок в сферу первичных бессознательных мотиваций постоянно стремится зарасти пленкой защитных образований (амнезий, иллюзорных рационализаций и форм реактивного сопротивления). И лишь постоянно сверяясь с мироощущением ЗФ как со своеобразным эталоном мы можем поддерживать «психоаналитическую форму», состояние «слышащего бессознательного» («Я себя под Фрейда чищу, чтобы быть в психоанализе дальше»), не сползти обратно к формам облегченного теоретизирования или интеллектуального стеба.

Причем на данном этапе общение с работами ЗФ обретает новую характерную чертy – его текст начинает восприниматься как зашифрованное сообщение, к которому мы наконец-то подобрали ключ. За каждым его мимолетным замечанием, за каждой его якобы случайной ассоциацией вырастают необозримые горизонты концептуального знания и терапевтических методик.

Книги ЗФ поворачиваются своей эвристичной стороной, становятся поводом для собственного творчества, а не догмой, предназначенной только для конспектирования.

Соответственно, каждая работа ЗФ, групповое обсуждение которой сходит в учебный план МИГП, является поводом для организации работы в режиме каждого из описанных выше этапов формирования аналитической ориентации.

Предлагаемые вопросы к семинарским занятиям и темы для дискуссий открывают достаточно широкую возможность выбора стратегии проведения семинаров, которая определяется ведущим преподавателем исходя из желаний и возможностей группы.

Через каждое из вынесенных на обсуждение произведений ЗФ можно проникнуть в сферу психоаналитических идей и жизненных смыслов, освоить навыки владения искусством написания аналитического текста и поддерживания аналитического дискурса, совместно отработать все формы сопротивления и т.д. Однако реально и содержательно решить подобного рода творческую задачу можно лишь при обязательном соблюдении следующих условий:

Во-первых, никаких книг ЗФ не должно быть на самом занятии. Вся необходимая работа с текстом проводится заранее и оформляется в виде конспекта. Работы ЗФ просто не предназначены для импровизационного комментирования, так как сами по себе являются своего рода неоформленной импровизацией, неким личностным откровением, излившимся в текст. Поэтому они должны быть предварительно всесторонне проанализированы, структурированы и «разъяты как труп» на операционном столе конспекта, чтобы на семинаре можно было попытаться совместно оживить их на основе возникающих феноменов перенесения и контрперенесения.

Во-вторых, концентрация внимания на отдельной книге или статье ЗФ носит, естественно, вынужденный и чисто условный характер. Предполагается, что уже на первой стадии вхождения в мир психоанализа слушатели Института прочитали весь свод переведенной на русский язык фрейдианы — просто-напросто потому, что это интересное и захватывающее чтение. Поэтому следует учесть, что для успешной работы на семинарской сессии следует считать работу ЗФ, разбираемую на конкретном групповом занятии, также и поводом для обозрения всего его творческого наследия сквозь призму выделенных вопросов и дискуссионных тем. Рекомендованные же дополнительные источники указаны непосредственно в каждом тематическом разделе программы. Конспектировать их не обязательно, но обязательно нужно включить их содержание в контекст обсуждения. Отдельно следует упомянуть и первую психоаналитическую книгу ЗФ «Толкование сновидений.

В-третьих, поскольку корректный анализ отдельных фрагментов произведений ЗФ предполагает владение контекстом становления психоаналитического движения и личной биографии основоположника классического психоанализа, то слушателям рекомендуется предварительно ознакомиться со следующей литературой по данному вопросу.

ПРИМЕЧАНИЕ

Приступая к изучению того или иного текста З. Фрейда, мы можем столкнуться с рядом трудностей, Это примечание имеет целью осветить некоторые из них, используя для описания процесса изучения текста аналогию с психоаналитическим процессом.

Приступая к терапевтическому психоанализу, мы встречаемся с состраданием и человеком, который о нем заявляет, участвуя в процессе осуществления анализа, опираемся (как один из пунктов) на травматическое происхождение невроза, связанное с инфантильной сексуальностью, явления переноса и сопротивления, Во всем многообразии случаев, главным (единственным) полем в котором процесс может разворачиваться, является речь анализанта (текст) и позиция аналитика, в которой для нас определяющим может быть понимание аналитиком работы бессознательного (условно — наличие скрытого смысла), участвующего в производстве этого текста, а также элемент его (аналитика) позиции — нейтральность позволяющая травме быть символизированной и актуализированной в аналитическом процессе.

Приступая к изучению литературного, научного и т.д. текста мы также можем предположить наличие некого ((скрытого)) смысла, по отношению к которому, наша задача — сделать его для себя в той или иной степени открытым.

Текст не высказывается прямо, так как в его основе лежит «травматическая» ситуация которую он «хочет скрыть».

Полезная разница между анализом текста (научного художественного…) и текста, с которым мы сталкиваемся в аналитической ситуации в том что ни текст, ни его автор не взывают к нам о помощи, а также это разница между трансформациями и техническими приемами выражения.

Материал для прочтения, в данном случае работа Д.Фрейда, — это совокупность элементов метаязыка исследователя (автора), который исходит из его активной инициативы по отношению к тексту, В ситyации индивидуального психоанализа, трансформации и технические приемы выражения исходят из «психического» анализанта, т.е. из самого текста.

Текст, как объект анализа и в клинике, и в литературной форме «прячет» свой глубинный смысл (тему) при помощи определенных механизмов: первый — механизмов сопротивления, второй при помощи приемов выразительности, терминологических переходов и т.д.

Может ли идти речь о каком — то едином, правильном анализе текста? Как психика не сводится во всем многообразии своих проявлений к травме, так и текст не сводится к единой инвариативной теме. Здесь для нас отрывается зависимость от характера исследователя и его позиции, установок (связь с феноменом переноса применительно к работам Фрейда).

Таким образом, смысл произведения — формируется интерпретатором и в каком –то фундаментальном смысле, создает существование травматического (семантического) события в прошлом по отношению к моменту прочтения.

В терапевтической практике бессознательное анализанта получает возможность высказаться в работе с аналитиком, когда текст (речь) выступает третьим элементом в процессе теоретической подготовки. Обучающийся аналитик, кроме необходимой для профессионального становления теоретической осведомленности, получает возможность выявить бессознательное, сталкиваясь с напластованиями сопротивлений в процессе обучения. Следовательно, важной составляющей цели исследования работ Фрейда, может служить «лечение» самого аналитика.

Вместо «лечения» первоначального текста, исследователь создает свой текст (текст своего исследования), мифически «излечивая» текст первоначальный.

Таким образом, круг сложностей и препятствий, возникающий в процессе обучения, может стать рычагом для обнаружения ресурса к личностному росту и эффективному практическому ознакомлению с фундаментальными теоретическими концептами и техническими средствами психоанализа.

Правило нейтральности, необходимое в индивидуальном аналитическом процессе при изучении трудов Фрейда, так же требует учета, внимания и анализ к отношению собственным ассоциациям и реакциям, позволяя при подготовке к каждому семинарскому занятию и в ходе его, изучить своеобразие переноса в данном случае по отношению к работам Фрейда.

Упрощенно обрисовывая ситуацию, в индивидуальном анализе, когда мы, казалось бы, приблизились к «ядру вытесненного», сопротивление идет на успешный шаг: анализант переключается на личность аналитика, включается механизм переноса, как будто бы, блокируя доступ к «поточенному материалу». Когда изучая мы уже почти готовы понять «о чем написано», реакции усталости, раздражения, а иногда и радости от того что все вдруг «абсолютно понятно» могут остановить процесс, а могут и инициировать понимание того, что работы Фрейда не занимают положение догмы. Его тексты развиваются во времени, накапливая информацию обнаружения, и предоставляют возможность каждому изучающему переоткрывать бессознательное, перенос и т. д. заново. Одновременно с неизбежностью, анализант, наблюдает в себе, а затем и в культуре, редукционистское движение, ратующее за окончание анализа порой еще до его начала.

ПРОГРАММЫ ГРУППОВЫХ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

  1. ТЕОРИЯ ВЫТЕСНЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Источник для конспектирования :

З.ФРЕЙД (ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОИ ЖИЗНИ)

В кн.: Фрейд З. Психология бессознательного. ООО «Фирма СТД», Москва, 2007.

Рекомендуемые дополнительные источники :

  1. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Часть первая. Ошибочные действия. ООО «Фирма

СТД»;, Москва, 2007.ФрейД З. Положение О двух принципах психической деятельности, В кн,:

З. Фрейд. Избранное, М.: Внешторгиздат, 1989, С.36-42.

  1. Фрейд З. Вытеснение. ООО «Фирма СТД», Москва, 2007.

Вопросы к занятию:

  1. Вытеснение как понятие и как психический феномен.
  2. Природа памяти и загадка младенческой амнезии.
  3. Понятия мотива, механизма и повода психического акта.
  4. Архитектоника душевного аппарата («слоевая модель»).
  5. Понятие «личного комплекса» и формы его проявления в фактах амнезии, нарушениях

внимания, ошибочных и симптоматических действий.

  1. Рациональное поведение как компромиссное образование.
  2. Понятие »внутреннего конфликта» и объяснение природы «неизвестной психической силы» в нас

Как встречной воли вытесненного содержания неприемлемых психических актов.

  1. Детерминизм и свобода воли: формулировка проблемы («пробелов нет») и ее разрешение через

структурирование субъекта волеизъявления.

  1. Суеверие, психоанализ и паранойя. Метапсихология Фрейда.
  2. Практические советы книги: как же нам жить с обнаруженной «таинственной психической

силой» внутри. Программа «Познай самого себя».

  1. ТЕОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Источник для конспектирования:

З. Фрейд, «Бессознательное»

В кн,: З, Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». СПб.: «Алетейя», 1998, сс.151-193.

Рекомендуемые дополнительные источники:

— Фрейд З. Толкование сновидений. Глава 7.

— Фрейд З. Несколько замечаний по поводу понятия бессознательное. В кн.: З. Фрейд «Основные

психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». СПб.: «Алетейя», l998.

— Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа. 1996. с.7 l-,74,

Вопросы к занятию:

  1. Соотношения бессознательного и вытесненного.

2.Доказательства законности понятия «бессознательное».

  1. Бессознательное как систематическое понятие
  2. Динамическое, экономическое, топическое бессознательное.
  3. Две точки зрения на процессы превращения бессознательного в сознательное.
  4. Условия устранения вытеснения
  5. Жизнь аффекта: сознательна и/или бессознательна.
  6. Топика и динамика вытеснения.
  7. Свойства системы бессознательного.

1 0. Продукты бессознательного.

1 l. Нагрузка, разгрузка, противонагрузка представлений в бессознательном.

l 2. Нарциссические расстройства и познание бессознательного.

Дискуссионные темы (могут использоваться для написания рефератов) :

  1. Проблема наследования и бессознательное.

2, осознание бессознательного содержания и вопросы психоаналитической терапии.

  1. Системный подход в изучении психических процессов.
  1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ

Источник для конспектирования:

З.Фрейд «ВЛЕЧЕНИЯ И ИХ СУДЬБА», «ВЫТЕСНЕНИЕ»

В кн.: З, Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе» СПб.: «Алетейя», 1998.

Рекомендуемые дополнительные источники:

— Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Cловаpь пo психоанализу. М,: Высшая школа, 1996. с.77-109.

Вопросы к занятию:

  1. Понятие вытеснения. Вытеснение с топической, экономической и динамической точки зрения.
  2. Вытеснение, как защитный механизм.
  3. Понятие влечения. Влечение и инстинкт. Влечение и раздражение. Влечение и напряжение.
  4. Щель и объект влечения.
  5. Влечения с задержкой в достижении цели.
  6. Сплетения влечений. Источник влечений.
  7. Классификация первичных влечений.
  8. Судьба влечений: превращение в противоположность, обращение на собственную личность,

вытеснение, сублимирование.

  1. Природа реактивного образования.

10.Принцип амбивалентности в сфере проявления динамики влечений.

11.Три полярности душевной жизни.

  1. Нарциссизм и аутоэротизм.
  1. ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Источник для конспектирования:

З. ФРЕЙД, Й. БРЕЙЕР «ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТЕРИИ»

Фрейд З. Исследования истерии. Издательство ВЕИП, СПб., 2000.

Рекомендуемые дополнительные источники :

— Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.

— Э.Джонс. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда.

Вопросы к занятию:

  1. Значение книги для психоаналитической теории. Основные идеи книги.
  2. История болезни фрейлейн Анны о. Бессознательное и расщепление психики.
  3. Эмми Фон Н. Понятие захвата представлений.
  4. Люси Р. Объединение отколовшейся психической группы с сознанием Я.
  5. Катарина. Начало формирования представлений о теории травмы.
  6. Элизабет Фон Р. Предпосылки формирования психоаналитического метода.
  7. Теоретический очерк Брейера. Этиология истерии. Предпосылки формирования экономической точки зрения. Аффект и внутримозговое тоническое возбуждение. Понятие конверсии.
  8. О психотерапии истерии. Катарсический метод Брейера и метод психического анализа Зигмунда

Фрейда. Понятия сопротивления и переноса. Принципы организации патогенного материала.